Елена (307elena) wrote,
Елена
307elena

Categories:

Великий Новгород. Знаменский собор

На Торговой стороне Новгорода рядом со всемирно известной церковью XIV века Спаса Преображения, что на Ильине улице, возвышаются пятиглавый Знаменский собор и отдельно стоящая шатровая колокольня. Их окружают невысокие одноэтажные по­стройки. В целом они составляют живописный ан­самбль. Собор, колокольня и святые врата, крытые дву­мя бочками, сооружены в конце XVII — начале XVIII вв. Западный корпус бывшей богадельни построен в 1809 г., по проекту губернского архитектора И. Дмитрова на месте прежнего каменного, возведенного по велению нов­городского митрополита Иова в начале XVIII в. К первой половине XVIII в. относятся и северные корпуса.



В конце  XVII  в., когда Новгород испытывал большие экономические трудности (сказывались тяжелые последствия длительной Ливонской войны, а также завоевание Новгорода шведами в начале  XVII  в.) строительство Знаменского собора явилось важным событием в его религиозно-нравственной и художественной жизни. На этом месте с XIV  в. стоял одноименный каменный храм, до основания разобранный в 1682 г. Название он получил от иконы Богоматери "Знамение", которая почиталась как местная святыня и до его строительства хранилась в церкви Спаса Преображения. По легенде, когда Новгород был осажден войсками суздальцев, город был не готов к обороне. Несколько дней молился архиепископ Илия о спасении города. По воле свыше пошел он в Спасскую церковь, взял там икону "Знамения Божьей Матери" и поставил ее на крепостной стене лицом к нападавшим. Одна из стрел суздальцев попала в святую икону, и свершилось чудо. Икона сама отвернула свое лицо от нападавших и источила слезу. Тут же суздальцев постигла слепота, а защитники города разбили врага.
На иконе и сейчас под левым глазом Богоматери виден след от той стрелы. В настоящее время чудотворная икона находится в Софийском соборе.

1

Соборная церковь, возведенная в 1682-1688 гг., была значительно больше древнего уличанского храма и, по словам летописца, "велми пречюдна и величеством и высотою вне и внутрь зело умерена и преукрашена..." Она сооружалась на средства казны Софийского дома. Главным инициатором и организатором выступал новго­родский митрополит Корнилий, известный широкой строительной деятельностью.
2

 В 1690-е гг., вскоре после строительства, пострадавший от пожара собор, отремонтировали, возможно, изменили и форму покрытия.
Тогда же приступили к оформлению интерьеров собора: устройству иконостасов, росписи стен, пополнению церковной утвари. В организации этих работ главная заслуга принадлежала митрополиту Иову. Резные рамы иконостасов были исполнены в технике высокорельеф­ной, так называемой "флемованной" резьбы. Колонны с точеными базами и вычурными капителями представляли собой замысловатый узор вьющихся стеблей, листьев и гроздьев винограда. Сочная золоченая резьба создавала впечатление грандиозного чеканенного из золота сооружения. Документы называют имена двух мастеров-резчиков, трудившихся над резными рамами иконостасов. Это Иван Тимофеев и Василий Кобылинский.

3

Подрядный договор на иконописные работы был заключен с Карпом Золотаревым — одним из ведущих ма­стеров Московской Оружейной палаты. Вместе с такими же, как он, искусными иконописцами, не допуская к де­лу учеников, Золотарев обязался написать иконы "са­мым добрым мастерством" и окончить работу в 1699 г. В одном из документов упоминается имя еще одного иконописца — Ивана.
Из значительного собрания икон Знаменского собора сохранилось несколько. В коллекции Русского музея на­ходится икона "Знамение Божьей Матери в чудесах". Икона "Спас Эммануил" экспонируется в древнерусском отделе Новгородского музея. Христос изображен в виде отрока. По сторонам от него — архангелы Михаил и Гавриил. Цветочные гирлянды окаймляют погрудные изображения святых. Две иконы XIX века хранятся в фондах музея. Они происходят из иконостаса придела св. митрополита Московского Алексия, устроенного в северной галерее собора. Одна из них написана на сюжет евангельской притчи "Фарисей и мытарь", вторая иллюстрирует слова Христа Спасителя: "Видеши во очеси брата своего сучес, а в своем не видевши бревна".

Яркая многокрасочная стенопись, появившаяся в 1702 г., еще более усилила величаво-торжественный праздничный характер интерьера.
4

Пострадал храм в сильный пожар 1745 г.: в паперти и на крыльцах потрескались от огня "окончины стеклянные", повредилась глава над северным приделом, опа­янная жестью. Большие ремонтные работы были осуще­ствлены на пожертвования графини Анны Орловой-Чесменской в 1844-45 гг., а также в 1880 г. Значительные повреждения памятник получил в годы Великой Отечественной войны. В 1944 г. собор стоял без кровель, с зияющими дырами от снарядов, выломанными полами, закопченными фресками. Резные рамы иконостасов, по-видимому, были сожжены. Фашисты превратили храм в казарму.
5

 Большую работу по спасению и реставрации Знаменского собора проделали работники Новгородской реставрационной мастерской. В 1950-е годы были проведены аварийно-ремонтные работы: сделана новая кровля и реставрированы отдельные архитектурные формы. Работы были продолжены в 1960-70-е годы под руководством Г.М.Штендера. В них принимали участие архитекторы Г.П.Никольская и Н.Н.Кузьмина. Г.М.  Восстановление стенописей собора было начато в 1950-е годы московскими художниками и продолжено в 1970-80-е годы бригадой новгородской реставрационной матерской.
В настоящее время Знаменский собор открыт для посещения как памятник архитектуры и монументальной живописи. Под его сводами иногда исполняется классическая и духовная музыка, позволяя глубже ощутить всю красоту артистического замысла этого выдающегося архитектурно-художественного ансамбля.

6

Tags: Великий Новгород, Лето
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments