?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Самый древний из сохранившихся храмов Пскова.
Заказчиком и вдохновителем строительства собора стал в 1156 г. Новгородский архиепископ Нифонт. По преданию, Нифонт сам ходил по городу с посохом и чашей в руках для сбора пожертвований на строительство собора. Поздняя копия этой чаши хранится в Псковском музее-заповеднике. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря - единственный в Пскове храм византийского типа, сложен из известняковой плиты и плинфы.




Исследователи не располагают точными данными о времени строительства Спасо-Преображенского собора. Его закладка, возможно, произошла в 1137-38 годах, а уже к 1140 году основной массив храма был построен. По другим источникам строительство шло в 1140—1150 годах. Работы по росписи собора происходили, по всей вероятности, примерно в то же время. За века существования собор неоднократно менял внешний облик. В течение двух лет после его постройки собор был искусно расписан фресковой живописью, на 80 процентов сохранившейся до наших дней. Спасо-Преображенский мужской монастырь, расположенный в устье крохотной речушки Мирожи (отсюда и название монастыря - Мирожский), впадающей в Великую, стал первым центром летописания в Пскове. Считается, что именно здесь был выполнен один из списков «Слова о полку Игореве». В монастыре работала иконописная мастерская и отливались колокола.
1

2

3

4

Как и большинство памятников русской средневековой монументальной живописи, фрески Спасо-Преображенского собора были забелены  еще в XVII веке. Их обнаружили и раскрыли только в конце XIX века, когда в России возрос интерес к отечественным древностям, вскоре ставший наукой о русском средневековом искусстве и его византийских корнях. Таким первооткрывателем уникальных фресок собора стал В.В. Суслов – археолог, реставратор и историк искусств. Усилиями Суслова и его учеников фрески были раскрыты из-под поздних наслоений и предстали в первозданном виде. Однако естественная для памятника такого возраста потертость красочных слоев и утрата отдельных участков фресок привели к тому, что указом Синода для «восстановления» фресок была  приглашена артель владимирских иконописцев под руководством Н.М. Сафронова, которая в 1900—1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохранив только подлинную  иконографию сюжетов. В 1920-х годах началось новое раскрытие фресок, однако до сегодняшнего дня примерно половина площади древней живописи находится под слоем поновлений 1901 года.
5

Предположительно фрески  Спасо-Преображенского собора были выполнены вызванной из Киева артелью мастеров, которой руководили греки. На связь с Киевом частично указывает тот факт, что в апсиде крещальни киевского собора Святой Софии (сцена Крещения, изображения святителей) сохранились фрески, имеющие поразительное сходство с фресками Спасо-Преображеского собора в Пскове.
Во фресковом ансамбле Спасо-Преображенского собора отразилась главная вероучебная догматика своего времени, волновавшая умы константинопольских богословов еще с конца XI века о выразившаяся в богословских диспутах середины XII века. Утверждение основополагающих догматов христианской веры  – реальности воплощения Бога и ипостасное соединение во Христе божественной и человеческой природы – стало одним из главных лейтмотивов системы декорации храма, где перед зрителем столь подробно раскрывается догмат о богочеловечестве Христа.

6

Фрески поражают своим многообразием и обилием сюжетов. Помимо подробного евангельского повествования, сцены которого занимают верхние регистры центрального объема, здесь также представлены Деяния апостолов, Протоевангелие Иакова (история детства Богоматери), житие Иоанна Предтечи, апокрифическое сказания об архангеле Михаиле.  Эти сюжеты находятся в малых боковых объемах и представляют собой пространственно замкнутые циклы, изобилующие различными повествовательны деталями. Ряд исследователей утверждают, что среди памятников византийского искусства данной эпохи фрески собора Мирожского монастыря по подробности изложения сравнимы только с мозаиками нескольких соборов на Сицилии, выполненными в 1140—1180-х годах византийскими мастерами.
7

8

Еще одна доминанта в росписи собора – гигантское купольное «Вознесение»,  которое в XII веке также приобретает новое осмысление  и окончательно утверждает реальность соединения во Христе божественной и человеческой сущности (важен сам факт вознесения распятого и воскресшего Христа на небо во плоти). Эта композиция обладает рядом уникальных особенностей, которые будут повторены и в других русских купольных композициях второй половины XII века. Стоит обратить внимание на количество ангелов и их постановку. Если в византийских храмах мы видим, как правило, два, четыре или, крайне редко, шесть летящих ангелов, то  в купольной композиции Мирожского  собора присутствуют восемь стоящих ангелов. Их позы динамичные – словно они идут или танцуют. Вся сцена пронизана духом радостного прославления и триумфа.
9

10

11

12

13

В настоящее время ансамбль Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря является памятником федерального значения и претендует на включение в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Собор является частью историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
elena_nikiv
Aug. 24th, 2012 08:26 pm (UTC)
Какие фрески - от них даже через фото вибрации идут!
307elena
Aug. 25th, 2012 07:42 pm (UTC)
Я впервые видела вот такое чудо!
И с погодой повезло - тучки были, но сухо. Иначе бы не пустили нас внутрь. А вот когда закончилась экскурсия - полил дождь, сильный.
nota_x
Aug. 24th, 2012 09:11 pm (UTC)
чудно...хочется туда!)
307elena
Aug. 25th, 2012 07:43 pm (UTC)
Наташа, это просто нужно видеть!
ne_nai
Aug. 27th, 2012 07:27 am (UTC)
Какие фрески!!!
307elena
Aug. 27th, 2012 05:35 pm (UTC)
Здесь можно было фотографировать без вспышки.
И долго-долго рассматривать... слушать экскурсовода и немножко представить прошлое :)
natakoltcha
Oct. 26th, 2012 07:08 pm (UTC)
Да... красота:)
307elena
Oct. 27th, 2012 05:40 pm (UTC)
Что ни церковь - то история :)))
У нас в глубинке почти нет такого...
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

Мое лето
307elena
Елена

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Links

Tags

Powered by LiveJournal.com